Skip to content
Главная | Земельные вопросы | Типичные ситуации возбуждения уголовного дела о взяточничестве

2.1. Особенности возбуждения уголовных дел о взяточничестве

Криминалистическая характеристика взяточничества Глава 2: Особенности возбуждения уголовного дела о взяточничестве 2. Особенности первоначального этапа расследования взяточничества 3. Приложение Введение Коррупция - это социальное явление, суть которого заключается в незаконном использовании физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконном предоставлении такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Взяточничество является одним из проявлений коррупции - двусторонним преступлением, предусмотренным ст. Генеральный прокурор РФ Ю. По сообщению председателя Верховного суда РФ за г. На мой взгляд, указанные выше показатели выявленных правоохранительными органами фактов взяточничества являются лишь малой долей от реального количества совершенных преступлений, что связано с повсеместным проникновением коррупции во все существующие органы власти, в том числе и в правоохранительные.

К тому же анализ практики дает основание утверждать, что современный уровень расследования преступлений оказывается не адекватным характеру взяточничества, не обеспечивает эффективного раскрытия данных преступлений и изобличения виновных лиц. По мнению автора, именно этими обстоятельствами и вызвана актуальность исследования данной темы.

1) Заявления граждан;

Целью данной работы является выработка организационных и тактических рекомендаций, которые бы привели к эффективному выявлению, раскрытию и расследованию взяточничества, а также устранили имеющие место на практике минусы данных процессов. В ходе исследования было исследовано 50 уголовных дел из архивов Санкт-Петербургского городского суда, Ленинского, Октябрьского и Пушкинского районных судов г.

В первой главе на основе материалов практики приведена криминалистическая характеристика взяточничества, а также указаны выявленные связи, существующие между элементами криминалистической характеристики. Используя данную информацию, можно определить современные особенности и закономерности совершения дачи-получения взятки, что должно упростить процесс расследования данного преступления.

Во второй главе данной работы дано описание и приведена статистика существующих на данный момент поводов для возбуждения уголовного дела о взяточничестве, а также особенностей процесса проведения проверки для установления основания для возбуждения уголовного дела. Значение этой части работы заключается в том, что зачастую возможность привлечения взяточников к уголовной ответственности находится в непосредственной зависимости от обоснованности принятых решений на стадии возбуждения уголовного дела: В третьей главе на основе изученных материалов практики дана характеристика типичных следственных ситуаций и версий первоначального этапа расследования дачи-получения взятки; указаны тактические особенности производства первоначальных следственных действий, а также существующие на практике достоинства и недостатки их проведения.

Криминалистическая характеристика взяточничества Элементами криминалистической характеристики взяточничества являются: В данной главе автором будет дана характеристика вышеуказанных элементов, а также связей, существующих между ними, в частности, зависимость способа и места передачи взятки от личности участников взяточничества; зависимость следов взяточничества от обстановки его совершения взяточничеств; связь между целями взяткодателя и источником получения предмета взятки.

Взяткополучатель - это должностное лицо, то есть представитель власти или лицо, выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных управлениях, а также в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Практика свидетельствует, что взяткополучателями являются лицами с высшим образованием, имеющие высокий общественный статус, а также широкий круг знакомств, а, следовательно, и возможность эффективно противодействовать следователю в процессе расследования взяточничества.

По сообщению председателя Верховного суда РФ В. Лебедева в г. Различие в статистических данных указанных соответственно автором данной работы и председателем Верховного суда РФ можно объяснить тем, что данные В. Лебедева основаны на анализе уголовных дел по ст. СПб и Санкт-Петербургского городского суда.

Взяткодатель - это любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Следует указать, что совершение дачи-получения взятки в соучастии характерно для лиц, имеющих определенный опыт в совершении данного преступления, а также характеризующихся высокими интеллектуальными способностями. При изучении уголовных дел, в которых взяточничество было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой установлено, что преступники принимали тщательные меры по сокрытию следов преступления, например, использовали завуалированный способ передачи предмета взятки перевод денег безналичным путем; заключение фиктивных договоров и т.

Способ совершения взяточничества - это обусловленная объективными и субъективными причинами система действий бездействия субъектов взяточничества, направленных на достижение преступной цели - выполнение служебной деятельности должностным лицом за незаконное вознаграждение Кушниренко С. Способ дачи-получения взятки может быть простым, то есть из рук в руки, и сложным завуалированным.

Возможны следующие способы маскировки дачи-получения взятки: Архив Санкт-Петербургского городского суда. В результате изучения материалов практики автором данной работы выявлена зависимость способа передачи взятки от иных элементов криминалистической характеристики взяточничества, в частности, места совершения преступления и личности взяточника: В связи с этим взятка данными лицами передается либо в кабинете должностного лица или по месту работы взяткодателя, например, в помещении коммерческой организации, в которой работал взяткодатель и проверку которой осуществляет должностное лицо - взяткополучатель.

Цели взяткодателя можно разделить на законные и незаконные. Значение данной классификации заключается в том, что при достижении взяткодателем законных целей практически не остается следов преступления, поскольку взяткополучатель в этом случае за взятку выполняет свои служебные обязанности в рамках должностной инструкции без каких-либо нарушений или отклонений, которые могли бы быть зафиксированы при исследовании его деятельности.

Удовлетворяя же незаконные интересы взяткодателя, взяткополучатель вынужден выйти за рамки служебных обязанностей, допустить отклонение от установленной процедуры принятия решения, что обязательно оставляет материальные и интеллектуальные следы. В ходе анализа уголовных дел установлено: В качестве места совершения взяточничества необходимо понимать место совершения всех тех действий, которые образуют способ совершения взяточничества его участниками, например, место передачи взятки; место, где преступники договаривались о совершении взяточничества; место, где взяткополучатель хранил предмет взятки после ее получения и т.

Криминалистическая характеристика взяточничества. Обстоятельства, подлежащие установлению

По-видимому, взяточники полагали, что при большом количестве людей вокруг никто не будет обращать внимание на передачу денег. Говоря о соотношении времени передачи-приема взятки и выполнения служебного действия бездействия должностным лицом, можно выделить следующие виды взяток: Случаев взятки за покровительство попустительство по службе обнаружено не было.

Обстановку совершения взяточничества характеризуют следующие обстоятельства: Между обстановкой совершения преступления и действиями взяточников существует прямая и обратная зависимость. Например, если в органе государственной власти сложилась недостаточная система контроля и существуют пробелы в регулировании деятельности должностных лиц, а также если служащие данного государственного органа сами обладают контрольными полномочиями, то все это создает определенные предпосылки для взяточничества.

При этом действия взяточников отображаются в обстановке в виде различных следов. Из-за недостаточной системы контроля деятельности данного Управления что было отражено в материалах ведомственной проверки Ф.

типичные ситуации возбуждения уголовного дела о взяточничестве любила его

При этом действия взяточников - выдача незаконных разрешений, отображались в документообороте Управления, и были выявлены в результате ведомственной проверки, результаты которой стали одним из поводов для возбуждения уголовного дела. Предметом взятки обычно являются материальные ценности и услуги материального характера, представляющие определенные имущественную выгоду для их получателя.

Из результатов изучения практики следует, что: Архив Санкт-Петербургского городского суда.. Архив Ленинского районного суда г. По данным председателя Верховного суда РФ В. Лебедева при анализе рассмотренных в судах уголовных дел о взяточничестве за г. В ходе исследования автором установлено, в среднем размер взятки составлял от 2 до 12 тысяч рублей. Минимальным размером взятки являлась сумма в размере рублей, а максимальным - 41 руб.

Для отличия взятки, не превышающей руб. Практика свидетельствует, что источник предмета взятки зависит от целей, которые преследует взяткодатель. Говоря о криминалистической методике выявления, раскрытия и расследования такого преступления как взяточничество, следует указать, что качество всего процесса его расследования зачастую находится в непосредственной зависимости от принятия обоснованного решения на стадии возбуждения уголовного дела.

Лицо, осуществляющее предварительное расследование данного должностного преступления, должно особенно скрупулезно отнестись к закреплению и проверки повода, необходимого для возбуждения уголовного дела, а также к установлению наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Под поводом к возбуждению уголовного дела следует понимать те источники, из которых органы предварительного расследования, получают сведения о преступлении.

Анализ практики дает основание утверждать, что наиболее распространенными поводами для возбуждения уголовного дела по признакам взяточничества являются: Причинами обращения данных лиц в правоохранительные органы были: Чаще всего такой повод имеет место в ситуации, когда взятка предлагается сотрудникам правоохранительных органов за неприменение мер к нарушителям закона.

Несмотря на это, данное сообщение оформляется именно как заявление, а не как явка с повинной, поскольку в случае добровольного заявления о преступлении лицо освобождается от уголовной ответственности на основании примечания к ст. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос ст. В заявлении должны быть указаны данные об участниках взяточничества; действия бездействие должностного лица, за которые была дана взятка; в какой форме; когда, где, при каких условиях состоялась или должна осуществиться передача взятки, а также иные обстоятельства преступления.

Также следует выяснить, кто кроме заявителя знает о сообщаемых им фактах и может их подтвердить, и каким путем можно убедиться в достоверности сообщаемых сведений. Такие заявления оформляются, как просьба провести проверку по факту наличия признаков преступления. Получив заявление, оперативно-розыскное подразделение организует проверку, осуществляя ряд оперативно-розыскных мероприятий. В итоге составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

В случаях, когда подобные сообщения нуждаются в каких-либо уточнениях или дополнениях, для дачи объяснения может быть вызван сотрудник организации, который непосредственно участвовал в проведении различных ведомственных и иных инспекторских проверок. В правоохранительные органы были вызваны инспектора Ростехнадзора, производившие данную проверку для объяснения некоторых технических аспектов, не понятных следователю.

Также в средствах массовой информации могут освещаться не данные о каком-либо конкретном должностном лице, а о целой структуре о каком-либо учреждении, государственном органе и т. В ходе анализа уголовных дел автором данной работы не было установлено случаев, чтобы поводом к возбуждению уголовного дела являлось сообщение о фактах взяточничества в СМИ. Это означает, что несмотря на многочисленные публикации в печати, сообщения по радио, телевидению и на сайтах Интернета, сотрудники правоохранительных органов не отслеживают и не проверяют данные сведения, что является упущением и недостатком работы данных органов в борьбе со взяточничеством и иными проявлениями коррупции.

В соответствии с указанным выше законом, данное уведомление является обязанностью должностного лица, неисполнение которой в соответствии с ч. К тому же данное уведомление является должностной обязанностью государственного чиновника, за не исполнение которой предусматривается отстранение от должности и различные меры ответственности. Также судьи и государственные и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах и имуществе.

Проверка данной информации может осуществляться с помощью оперативно-розыскной деятельности, результаты которой в случае обнаружения признаков преступления могут быть поводом для возбуждения уголовного дела в отношении государственного чиновника. При этом имеются в виду фактические данные, которые свидетельствуют о наличии самого события преступления, относящиеся к объекту и объективной стороне его состава.

По делам о взяточничестве эти фактические данные органически связаны с конкретным лицом - субъектом преступления, что обусловлено самим характером преступления. Нельзя, обладать информацией о факте взяточничества и не располагать сведениями о том, кто является взяткодателем и взяткополучателем. Анализ материалов уголовных дел показал, что возбуждение уголовных дел по фактам взяточничества имеет свои особенности: Необходимость в проведении доследственной проверки по фактам обнаружения взяточничества вызвана тем, что в сообщении о преступлении отсутствуют точные сведения об участниках взяточничества взяткодателе, взяткополучатели и иных признаках состава преступления.

Удивительно, но факт! Оперативным путем устанавливаются свидетели, соучастники преступления, собираются сведения о взяткополучателе и взяткодателе.

Также проверка может проводиться, если данные, указанные в заявлении, сомнительны и могут быть следствием неправильной оценки заявителем факта передачи должностному лицу денег, ценных предметов и т. Проверка сообщения о взяточничестве должна проводиться всегда в тех случаях, когда в нем нет точного указания на участников преступления, то есть, не конкретизирована фигура взяткополучателя, взяткодателя и т.

Таким образом, в данном заявлении не была определена фигура взяткополучателя фамилия, имя, отчество, место работы , и, следовательно, была проведена проверка данного сообщения, закончившаяся проведением оперативного эксперимента, материалы которой были переданы следователю. Также проведение проверки возможно в том случае, когда информация о взяточничестве поступает в виде анонимных сообщений, передаваемых по почте или с помощью телефонной связи.

Еще по теме 2.1. Особенности возбуждения уголовных дел о взяточничестве:

При получении первичной информации, носящей анонимный характер, встает задача определения оперативным путем ее достоверности, а также автора сообщения. В данном случае необходимо установить является ли информация, содержащаяся в анонимном сообщении основанием для проведения проверки в рамках оперативно-розыскной деятельности. Например, в случае, если в анонимном сообщении имеется информация о том, что конкретное должностное лицо занимается вымогательством взяток, то данное сообщение должно быть проверено с помощью оперативно-розыскных мероприятий.

При проведении проверки могут быть использованы следующие средства для получения необходимой информации: В ходе ведомственной проверки могут быть установлены полномочия государственного чиновника, факты совершения им противозаконных действий или нарушения процедуры принятия определенных решений и т. Для того чтобы участники взяточничества не догадались о действительных целях проверки, дополнительно могут быть запрошены сведения, не имеющие к взяточничеству никакого отношения документы отчетности, переписка с контрагентами и т.

Из результатов изучения практики следует, что в ходе проверки сообщения о взяточничестве осуществлялись следующие оперативно-розыскные мероприятия: А Опрос - это беседа с лицом, которому могут быть известны фактические данные о проверяемом событии, о причастных к нему лицах, иные сведения, интересующие орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. В ходе опроса могут быть получены данные о факте взяточничества:


Читайте также:

  • Оформление наследства на детей-сирот
  • Приватизация квартиры документы в санкт-петербурге
  • Узнать о долге у судебных приставов мурманск
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.