Skip to content
Главная | Земельные вопросы | Преступления экономической направленности это коррупция

К вопросу о причинах преступлений коррупционной направленности

Электроника Экономической и коррупционной направленности Закономерности противодействия расследованию преступлений вообще следует считать той самой естественной, само собой разумеющейся данностью жизни, о которой не следует рассуждать поверхностно, но помнить о которой необходимо всегда. Прежде чем обсуждать то, о чем надо помнить, полезно рассмотреть вопрос с точки зрения обыденного здравого смысла.

Может ли быть расследование без противодействия? Но это — исключение из правила. Получается, что расследование преступлений — это вечное преодоление сопротивления предметной и человеческой материи. Противники расследования создают сложности: В результате противодействие установлению истины выступает как борьба с расследованием, а само расследование является борьбой против борьбы.

Каковы же цели инициатора противодействия и связанных с ними лиц? Например, со стороны взяточников — это сокрытие преступления: Таким образом, противодействие — объективный, неотъемлемый элемент, характеризующий субъектов преступной деятельности. Даже в очевидных случаях задержания с поличным, например, взяточники активно противодействуют по мере возможности. Если бы это было не так, тогда необходимо согласиться с абсурдной мыслью: Если сокрытие следов экономических преступлений рассматривать в качестве одной из целей преступников, то противодействие расследованию нужно определять как средство ее достижения.

Известно, что преступная деятельность в сфере экономики становится скрытой латентной по целому ряду причин. Но одной из главных является то, что субъектами преступной деятельности специально продумывается и реализуется целый комплекс противодействующих мероприятий, выполнение которых предполагает возможность скрытой формы механизма преступной деятельности.

Вполне очевидно, что латентные преступления в значительной степени являются прямым следствием противодействия преступников. Противодействие расследованию преступлений в сфере экономики, как правило, не является элементом способа совершения преступления, поскольку изначально имеется единый замысел, охватывающий собой все стадии механизма преступной деятельности.

Бывают преступные действия со скрытыми и, возможно, не до конца просчитанными действиями, но с вполне осознаваемыми целями. В зависимости от фазы преступной деятельности существенно варьируется характер и содержание действий субъектов по сокрытию следов. На информационно-поисковой разведывательной фазе: На фазе создания условий для реализации преступного замысла: На фазе реализации преступного замысла: На фазе воспроизводства преступной деятельности экономической и коррупционной направленности: В качестве факторов, которые обуславливают особенности противодействия, субъектов преступлений экономической и коррупционной направленности выступают: Есть два направления реализации цели противодействия расследованию преступлений экономической и коррупционной направленности: Во втором случае воздействие на следы производится опосредованно: В качестве таковых лиц выступают коррумпированные связи субъектов преступной деятельности, которые наделены соответствующими должностными полномочиями и процессуальным статусом.

Удивительно, но факт! Преступления, которые могут быть совершены с использованием своего служебного положения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации:

Суммируя изложенное, понятие противодействия расследованию можно сформулировать следующим образом: Неблагоприятную обстановку расследования преступлений экономической и коррупционной направленности, складывающуюся в силу противодействия заинтересованных лиц, следует рассматривать как совокупность ситуаций противодействия. Ситуации противодействия могут возникать не только в различных фазах реализации преступного замысла, но и на тех или иных стадиях уголовного судопроизводства. В зависимости от этого возможна следующая классификация ситуаций противодействия: В зависимости от частоты встречаемости в практике раскрытия и расследования экономических преступлений, ситуации противодействия следует подразделять на типичные и специфические.

Типичность или специфичность возможных ситуаций противодействия должна быть отражена в криминалистической характеристике конкретного механизма преступной деятельности. В зависимости от времени существования неблагоприятных условий и обстоятельств расследования экономического преступления ситуации противодействия могут быть кратковременными и длящимися. С эмоциональной точки зрения ситуации противодействия могут быть острыми и вялотекущими. Наиболее острой ситуация противодействия будет в том случае, когда совокупность неблагоприятных действий, условий и обстоятельств такова, что их невозможно преодолеть имеющимися процессуальными, тактическими и техническими средствами без ущерба качеству расследования уголовного дела.

В зависимости от времени, имеющегося для принятия решения и преодоления противодействия, возможна дифференциация ситуаций противодействия на ситуации: В последнем случае возможны два типичных варианта: Ситуации противодействия следует разделить на простые и сложные. В свою очередь, сложные ситуации противодействия следует классифицировать на начальные и последующие. В зависимости от соотношения с конкретными данными обстоятельствами, ситуации противодействия могут быть прошедшие, наличные и предстоящие.

В зависимости от имеющейся у субъекта расследования информации о противодействии, от возможности распознать и правильно оценить происходящее, ситуации противодействия следует дифференцировать на латентные и очевидные.

Удивительно, но факт! Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела при наличии в статистической карточке отметки о совершении в крупном размере:

В зависимости от количества лиц, препятствующих действиям следователя или оперуполномоченного, и создающих неблагоприятные условия и обстоятельства для расследования, ситуации противодействия могут быть двухсубъектные и многосубъектные. В двухсубъектной ситуации следователю или оперуполномоченному противодействует одно лицо.

В многосубъектной ситуации это может быть два и более лиц. В зависимости от отношения противодействующих лиц к событию расследуемого преступления ситуации противодействия могут быть непосредственные и опосредованные. В непосредственной ситуации противодействия следователю или оперуполномоченному противодействует сам преступник. В опосредованной ситуации это может быть лицо, близко связанное с субъектом преступной деятельности, но непосредственно не участвующее в совершении преступления.

В зависимости от степени информированности данного лица о сути совершаемых им действий, понимания им конечных целей и значения противодействия, опосредованные ситуации противодействия следует разделить на ситуации осознаваемого и неосознаваемого противодействия.

Специалисты, исследовавшие проблему сокрытия преступлений и противодействия расследованию, пришли к выводу, что противодействие осуществляется в активных и пассивных формах.

Экономика, педагогика и право

К пассивным формам, имеющим характер бездействия, относятся: Активными формами противодействия являются: Следует отметить, что данная классификация не выявляет настоящего состояния проблемы противодействия расследованию и не является исчерпывающей по содержанию.

Для субъектов расследования важно не просто осознавать возможность оказания им противодействия — важно понять: Отсюда главное основание классификации форм противодействия — по виду воздействия на следы преступной деятельности: Целью непосредственного воздействия на следы экономических преступлений является недопущение их обнаружения следователем, оперативным работником, специалистом или иными субъектами расследования.

преступления экономической направленности это коррупция может, Диаспар

Следы преступной деятельности, которые не обнаружены, не могут быть вовлечены в сферу расследования. Прямое воздействие на следы со стороны субъектов преступной деятельности и связанных с ними лиц осуществляется в форме утаивания следов, их уничтожения, маскировки, фальсификации или инсценировки. Целью опосредованного воздействия на следы экономических преступлений является недопущение их должного использования в качестве судебных доказательств. Опосредованное воздействие на следы преступной деятельности делится на две группы: Формами прямого воздействия на субъектов расследования являются: Помехи расследованию могут создавать две категории субъектов, наделенных необходимыми для этого должностными полномочиями и обладающие соответствующим процессуальным статусом.

Первую группу составляют должностные лица органов законодательной, исполнительной или судебной власти, которые непосредственно втянуты в механизм преступной деятельности и являются фактическими организаторами или членами преступной группы расхитителей, мошенников и др. Вторую группу субъектов помех расследованию составляют те, кто подвергся прямому воздействию со стороны преступников[] и выполняет их разовые заказы на оказание противодействия расследованию.

Помехи расследованию с их стороны могут заключаться в следующих действиях бездействии: Процессуальные помехи расследованию основаны на предусмотренных в законе нормах, которые, по замыслу законодателя, должны способствовать решению задач уголовного судопроизводства. В дополнение к вышеуказанным категориям должностных лиц, помехи расследованию служебно-административного характера могут оказывать и рядовые сотрудники органа внутренних дел, а также должностные лица местных органов государственной власти и управления.

Служебно-административные помехи расследованию заключаются в следующих действиях бездействии: Если процессуальные помехи основаны на имеющихся в законе нормах, которые позволяют должностному лицу, обладающему соответствующим процессуальным статусом, влиять на процесс расследования преступления, то служебно-административные помехи становятся возможными в силу разницы в должностном положении субъекта расследования и заинтересованного лица, создающего эти помехи.

Главная проблема в судебных процессах по экономическим преступлениям

В обоих случаях процессуальная и служебная деятельность противодействующих лиц приобретает фактически противозаконное направление и содержание. Но в целях маскировки факта вредительства заинтересованными лицами очень точно соблюдаются необходимые формальные требования закона, приказов и инструкций, всячески скрывается собственная заинтересованность и оказываемое противодействие. Суть организационных помех расследованию экономических преступлений состоит в том, чтобы вызвать у следователя или оперуполномоченного ощущение неустроенности, ненадежности своего положения, посеять в нем неуверенность в возможности помощи и поддержки со стороны коллег.

Ощущение неустроенности и неуверенности может возникнуть, чаще всего, от отсутствия нормальных условий для работы, в частности, от непредоставления служебного кабинета, и от неоказания помощи в период проведения важных следственно-оперативных мероприятий. Организационные помехи могут заключаться не только в бездействии, но и в активных действиях заинтересованных лиц.

Например, в сокращении штатов оперативного или следственного подразделения, выведении из штата отделения полиции оперативного работника и следователя и переводе их на новое место работы, лишении транспортных средств и т. Под видом структурной перестройки и реорганизации могут быть упразднены целые оперативные подразделения, которые наработали существенные материалы в отношении должностных лиц различного уровня. Указанная тенденция, к сожалению, имеет место в практике деятельности правоохранительных органов.

Удивительно, но факт! На информационно-поисковой разведывательной фазе: Описываемая стратегия является логическим следствием установки, озвученной в Приказе Генеральной прокуратуры Российской Федерации от

При этом опасность заключается не только в том, что субъекты преступной деятельности остаются вне сферы действия закона. При этом характерно, что заказчиками удаления конкурентов с рынка товаров и услуг выступают именно субъекты преступной деятельности. Различают два вида бытовых помех расследованию преступлений: Принуждение через корпоративный интерес к прекращению расследования экономического преступления является наиболее эффективным противодействием. При этом должностные лица, оказывающие помехи расследованию, вступают в сговор с субъектами преступной деятельности и под видом спонсорской помощи получают взятки за прекращение предварительной проверки или уголовного дела.

Помехи должному использованию доказательств могут иметь либо характер давления как средства прекращения процесса расследования, либо выступать как месть оперуполномоченному или следователю. Если следователь или оперуполномоченный не чувствует в себе сил и способностей преодолеть противодействие, он отступает от своих позиций. При угрозе и шантаже субъекту расследования прямо говорят о возможных нежелательных последствиях его действий.

В случае искусственно чинимых ему препятствий возникает та же дилемма: Тактика преодоления воздействия на следы преступлений экономической и коррупционной направленности.

Давай преступления экономической направленности это коррупция было упаковано

Утаивание практически не оставляет после себя следов, так как в большинстве своем основано не на действии, а на бездействии. Важной особенностью утаивания в виде умолчания является то, что очевидное, как правило, не скрывается. Субъект преступной деятельности в сфере экономики делает это с целью демонстрации субъекту расследования своей искренности и для сохранения возможности последующего введения его в заблуждение.

Но даже в таком признании существует очень высокий процент утаивания. Например, признается факт злоупотребления полномочиями, но умалчиваются причины подобных действий в расчете на то, что в процессе расследования не будут установлены все связи обвиняемого, все фирмы, которые реально были использованы, например, в схеме хищения из Дорожного или Пенсионного фондов.

Субъекты экономических преступлений, как правило, руководствуются здравым смыслом и формулой: Иногда оно прямо высказывается следователю или оперуполномоченному: В результате такого молчаливого, а иногда и прямо оговариваемого соглашения сторон и следователь и обвиняемый остаются при своем интересе. Следователь направляет уголовное дело в суд и оно рассматривается там без вынесения оправдательного приговора, а обвиняемый подсудимый получает минимальное наказание за совершенное преступление.

Еще по теме § 4. КОРРУПЦИЯ:

Утаивание и фальсификацию в виде дачи ложных показаний иногда можно преодолеть путем демонстрации своего знания о причинах противодействия, например, свидетеля. Демонстрация осведомленности о причине умолчания и лжи оказывает существенное позитивное влияние на психику допрашиваемого свидетеля.

На этом положительном фоне ему показывается вся неприглядность того соглашения, на которое он пошел с инициатором противодействия, заинтересованном в утаивании или фальсификации доказательств.


Читайте также:

  • Бланк доверенности по сделке с недвижимости
  • Государственное расторжение брака онлайн
  • Заявление о выдачи приказа о расторжении брака
  • Возражение на исковое заявление на раздел имущества нажитого в браке
  • Протокол показаний на месте кража
  • Образец заявления о возбуждении уголовного дела по ст 312 ук рф
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.