Skip to content
Главная | Защита прав потребителя | Последствия прекращение брака в римском праве

Тема: Брак в римском праве: виды, порядок заключения и прекращения

Еще по теме 27. Римский брак: понятие, виды, порядок заключения и расторжения. Конкубинат.:

Список литературы Введение Активная внешняя экспансия Рима, его многочисленные военные походы для поддержания и развития рабовладельческого общества, привели к росту потерь личного состава римской армии, которая требовала регулярного пополнения, что влияло на развитие брачно-семейного и наследственного законодательства.

Так был изменен принцип брачного договора - манципация, наложение руки cum manu на жену и ее имущество, правом стали признаваться новые упрощенные формы брака - матримониум и конкубинат сожительство. С ростом благосостояния богатые дамы могли себе позволить договор о браке без наложения руки sine manu , который надо было подтверждать ежегодно, проводя вне дома мужа, у родителей или родственников не менее трех ночей, чтобы не потерять свое имущество.

Кроме того, приданое в случае развода по вине мужа возвращалось ей частично или полностью. В эпоху классического римского права вдова была включена в число обязательных кровных родственников и получала полную наследную долю, если имела звание - матрона, родившая троих детей. Правовая сущность брака Семья образуется посредством брака. Брак определяется римским юристом Модестином как: Это идеалистическое определение брака не соответствовало действительному положению даже в классическую эпоху, когда римское право достигло наивысшего развития, женщина далеко не была равноправным товарищем своего мужа.

Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве.

один последствия прекращение брака в римском праве уже

Отсутствие любого из означенных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным. Правильным браком nuptiae признавался союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества: Неправильным браком matrimonium , или вообще брачным союзом, признавался союз между партнерами разного права между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. Наконец, брачное сожительство contubernium оформлялось, когда супруги не обладали необходимыми личными правовыми качествами для признания их семейного союза правом; необходимо было только, чтобы это сожительство было постоянно и характеризовалось наличием, как бы, семейных отношений.

Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи adulterium , которая при определенных обстоятельствах могла квалифицироваться даже как уголовное преступление. Для признания их союза правовым браком партнеры-супруги должны были обладать соответствующими личными и социальными качествами. Не все вообще лица, предполагалось, могли заключать браки: При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного.

В эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле. Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня, например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. При намерении вступить в брак следовало учитывать религиозные различия возможных партнеров: Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака - правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней был существенно уже, нежели в христианскую.

Виды брака и формы заключения Римское право различало вплоть до Юстиниана matrimonium iustum, или matrimonium iuris civilis, законный римский брак и matrimonium iuris gentium брак между лицами, не имевшими ius conubii.

Удивительно, но факт! В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия. В эпоху классического римского права вдова была включена в число обязательных кровных родственников и получала полную наследную долю, если имела звание - матрона, родившая троих детей.

В доюстиниановом праве различали брак cum manu mariti, то есть брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом , и брак sine manu, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Брак sine manu по внешности был похож на конкубинат, но отличался от него специальной affectio maritalis, намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей libero-rum quaerendorum causa. Древнейшим браком, характерным для патриархального строя, был cum manu.

Жена в этом браке подпадала полностью под власть мужа или его домовладыки, если муж был подвластным лицом. Это распространялось как на ее личность, так и на ее имущество. Юридически она становится дочерью. Она перестает быть агнаткой своей прежней семьи и становится агнаткой мужа и его семьи. Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой и при котором употребляется пшеничный хлеб, - почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio.

Этот обряд совершался в присутствии 10 свидетелей и жрецов, сопровождался торжественными словами. Применялся он в среде патрициев. Покупает жену тот, под чью власть она переходит. Этот способ называется coemptio. Возник он в среде плебеев, впоследствии став общим. Законы XII Таблиц указывают на существование другого брака - sine manu, при котором жена не находилась под властью мужа.

В Таблице VI закреплено, что "женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства , должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею". Это должно было повторяться ежегодно. При этом брак sine manu не менял юридического положения жены. Она сохраняла свое прежнее семейное положение, продолжая оставаться persona sui iuris, если была таковой до брака, или оставалась подвластной своему отцу и была юридически чужой своим детям и мужу.

В браке sine manu она оставалась агнаткой своей прежней семьи. В имущественном отношении жена не зависела от мужа. Возникнув позже брака cum manu, брак sine manu в течение лет существует параллельно ему. Во 2-й половине республики брак sine manu становится преобладающим, а в эпоху классических юристов - единственным видом брака. В позднейшее время он заключался путем простого соглашения вступающих в брак, после чего жена переселялась в дом мужа.

Отличие брака sine manu от конкубината состоит в том, что он заключался с намерением создать семью, воспитывать детей. От брака "сине ману" следует отличать конкубинат. Конкубинат в Древнем Риме - дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей.

Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с matnmonium с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. Напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древнереспубликанском праве мужу убить жену.

До того как было введено Львом Философом в новелле 89 церковное венчание, было иногда трудно доказать, что заключен брак. Законами Феодосия II и Валентиниана III было установлено, что если в сожительство вступают лица равного общественного положения, то в случае сомнения исходят из того, что они заключили брак. Условия вступления в брак Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся соответствовали определенным условиям.

Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам. Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна auctoritas tutoris. Однако постепенно сложился другой взгляд: Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи - дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака.

Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи. Таким образом, первоначально все положения о согласии на брак исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще.

Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти. Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия 4 г. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует.

Читать ONLINE Брак в римском праве: виды, порядок заключения и прекращения

Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: Третьим условием вступления в римский брак является наличие у брачующихся права заключить законный брак. Препятствия к вступлению в брак за отсутствием этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества позднее сословиям , либо из родственной связи между ними или иногда из других существовавших между ними отношений.

Так, прежде всего Законом Канулия г. До первого брачного Закона Августа, Закона Юлия 18 г. Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: В это общее правило императорские постановления не раз вносили изъятия. В период империи стало препятствием к вступлению в брак также и свойство по прямой линии без ограничения степеней, а при христианских императорах - и в боковых линиях между зятем и золовкой. Кроме того, были запрещены браки между опекуном и подопечной, правителем провинции и жительницами последних.

По Закону Юлия были запрещены браки между супругом, виновным в прелюбодеянии, и его сообщником. Заключению брака предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

Брак совершался в Риме тремя способами: Два первых способа заключения брака порождали "правильный брак", брак с мужской властью cum manu. Третий способ заключения брака вел к установлению "неправильного брака", брака без мужской власти sine manu. Религиозный обряд confarreatio имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек хлеба , принесением съестного в пользу Юпитера.

Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей. Покупка женихом невесты coemptio осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов. Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей.

Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства. Прекращение брака Основаниями прекращения брака являлись как объективные причины, так и субъективные. К субъективным относился развод.


Читайте также:

  • О признании наследником по закону
  • Что необходимо для вложения материнского капитала в ипотеку
  • Срок выдаче права на наследство
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.