Skip to content
Главная | Защита прав потребителя | Краткое содержание статьи страхова отцы и дети

И. С. Тургенев Отцы и дети (статья) (Н. Н. Страхов, 1862)

Не оживит вас лиры глас. Когда же он увидел, как страшно ошибся и в тоне, и в тексте своей проповеди, он уже ни в чем не мог найти спасения. У него пропал и творческий талант, исчезло мужество и доверие к себе, и он погиб, как будто убитый неудачею в том, что считал главным делом своей жизни.

В то же самое время Белинский находил свою силу в пламенном негодовании на окружающую жизнь. Под конец он стал с некоторым презрением смотреть на свое призвание критика; он уверял, что рожден публицистом. И здесь потребность проповеди помешала спокойному развитию сил.

Критик страхов

Этих примеров можно бы было набрать еще много. Уже не раз он обнаруживал дидактические стремления. Что же все это значит? Легко согласиться, что она есть признак тревожного, болезненного, напряженного состояния нашего общества. Человеку здоровому нужен труд, нужны обширные занятия как правильное упражнение его способностей.

считает, краткое содержание статьи страхова отцы и дети Олвин привел

Вот отчего сильная потребность в проповеди есть всегда признак упадка душевных сил. До конца погрязшие в пороке, они находили отраду в пробуждении нравственного чувства; тревога совести была для них наслаждением. Но болезнь не всегда оканчивается смертью. К нему вдруг приступили слихорадочными и настоятельными вопросами: И вот на эту тему поднялись бесчисленные толки. Дело дошло до мелочей, до самых тонких подробностей.

Базаров играет в карты! Что это значит, спрашивают в недоумении. Должно это или не должно? Каждый решил по-своему, но всякий считал необходимым вывести нравоучение и подписать его под загадочною баснею. Одни находят, что Базаров сам виноват в своих несчастных отношениях к людям, с которыми он встретился; другие утверждают, что, напротив, эти люди виноваты в том, что Базарову так трудно жить на свете. А между тем он производит сильнейшее впечатление. Тургенев во всяком случае может быть доволен. Его таинственная цель вполне достигнута.

Но мы должны отдать себе отчет в смысле его произведения. Если роман Тургенева повергает читателей в недоумение, то это происходит по очень простой причине: Главный герой романа есть Базаров; он и составляет теперь яблоко раздора. Но в настоящем случае дело имеет другой вид. Кто из нас Базаров?

Базаров во всяком случае есть лицо созданное, а не только воспроизведенное, предугаданное, а не только разоблаченное. Так это должно было быть по самой задаче, которая возбуждала творчество художника. Тургенев, как уже давно известно, есть писатель, усердно следящий за движением русской мысли и русской жизни. Последняя мысль, последняя волна жизни — вот что всего более приковывало его внимание. Таков он и в своем новом романе. Если мы не знаем полных Базаровых в действительности, то, однако же, все мы встречаем много базаровских черт, всем знакомы люди, то с одной, то с другой стороны напоминающие Базарова.

Если никто не проповедует всей системы мнений Базарова, то, однако же, все слышали те же мысли поодиночке, отрывочно, несвязно, нескладно. Но это их горе, а не горе Тургенева. Гораздо лучше быть полным Базаровым, чем быть его уродливым и неполным подобием. Тургенев остался верен своему художническому дару: Подойдем к делу ближе.

Главными их выразителями были два журнала: Трудно сомневаться, что отсюда, из этих чисто теоретических и отвлеченных проявлений известного образа мыслей взят Тургеневым склад ума, воплощенный им в Базарове. Он придал наружное проявление тому, что уже существовало как внутреннее основание. Упрек был бы справедлив, если бы мы не знали, что мысль, рано или поздно, в большей или меньшей степени, но непременно переходит в жизнь, в дело.

Так что остается только один вопрос: Из этих отзывов должно вполне обнаружиться, насколько верно Тургенев понял их дух. Довольны ли они или недовольны, поняли Базарова или не поняли, — каждая черта здесь характеристична. Тургенева во мнении читателей, убить наповал, без всякойжалости.

Не успела выйти в свет его грозная книжка, как явилась статья г. Ну, может быть, найдутся такие, что и усумнятся. Если бы мы стали защищать Тургенева, нас тоже, может быть, заподозрили бы в задних мыслях. Но кто усумнится в г. Кто ему не поверит? Если чем известен г.

Удивительно, но факт! Над нею поют птицы, и на нее льются слезы… В мои цитаты Удалить из цитат Когда Базаров заболевает, когда он заживо гниет и непреклонно выдерживает жестокую борьбу с болезнью, жизнь, его окружающая, становится тем напряженнее и ярче, чем мрачнее сам Базаров. Для предотвращения недоразумений заметим, что совершенно неуместна придирчивость, с которою некоторые смотрят на роман Тургенева.

Писарев в нашей литературе, так именно прямотою и откровенностью своего изложения. Конечно, не менее знаменит своею откровенностью г. Писарева совершенно другого рода. После этого понятно, к какому заключению должен был прийти г. Писарев как член молодого поколения.

Другие вопросы из категории «Образование»

Кто прочел в романе Тургенева эту прекрасную мысль, тот не может не изъявить ему глубокой и горячей признательности как великому художнику и честному гражданину России! Вот искреннее и неопровержимое свидетельство того, как верен поэтический инстинкт Тургенева; вот полное торжество всепокоряющей и всепримиряющей силы поэзии! Писареву мы готовы воскликнуть: Писарева вполне доказывает, что Базаровы существуют если не в действительности, то в возможности и что они поняты г.

Тургеневым по крайней мере в той степени, в какой сами себя понимают. Судя по его заглавию, они требуют, чтобы в нем было вполне изображено все старое и все новое поколение. Тут нет ничего удивительного и необыкновенного: Наши Базаровы — только Базаровы отчасти, тогда как Базаров Тургенева есть Базаров по превосходству, по преимуществу. Наши критики, даже и г.

В самом деле, они недовольны героем за то, что он отрицает 1 изящество жизни, 2 эстетическое наслаждение, 3 науку. Разберем эти три отрицания подробнее; таким образом нам уяснится сам Базаров. Фигура Базарова имеет в себе нечто мрачное и резкое. В его наружности нет ничего мягкого и красивого; его лицо имело другую, не внешнюю красоту: Он мало заботится о своей наружности и одевается небрежно. Так определяет Базарова сам юный друг его Аркадий Кирсанов: Чтобы резче выставить простоту Базарова, Тургенев противопоставил ей изысканность и щепетильность Павла Петровича.

После этого очень странно, что почитатели Базарова недовольны его изображением в этом отношении. Тургеневу коварный умысел уронить и опошлить своего героя в глазах читателей.

Удивительно, но факт! Придерживая свой засаленный шлафрок двумя пальцами на желудке и покуривая трубочку, он с наслаждением слушал Базарова, и чем более злости было в его выходках, тем добродушнее хохотал, выказывая все свои черные зубы, его осчастливленный отец". Не подозревая, однако же, никакой опасности, твердо надеясь на себя, Базаров едет гостить к Одинцовой в Никольское.

Наш критик, как видно, большой знаток в этом деле, и потому мы не станем с ним тягаться. Это тем легче для нас, что мы вовсе не желаем иметь в виду читателей, которые придают важное значение утонченным манерам и заботам о туалете. Так как мы не сочувствуем этим читателям и мало знаем толку в этих вещах, то понятно, что Базаров нимало не возбуждает в нас отвращения и не кажется нам ни mal eleve, ни mauvais ton.

С нами, кажется, согласны и все действующие лица романа. Простота обращения и фигуры Базарова возбуждают в них не отвращение, а скорее внушают к нему уважение; он радушно принят в гостиной Анны Сергеевны, где заседала даже какая-то плохенькая княжна. Изящные манеры и хороший туалет, конечно, суть вещи хорошие, но мы сомневаемся, чтобы они были к лицу Базарову и шли к его характеру.

Он легко сходится с людьми; он живо заинтересовывает всех, кто его знает; но этот интерес заключается вовсе не в тонкости обращения. Глубокий аскетизм проникает собою всю личность Базарова; это черта не случайная, необходимая. Базаров отрекается от благ этого мира, но он делает между этими благами строгое различие Дело, однако же, имеет совсем не такой вид, в каком оно кажется целомудрию г. Базаров понимает, что есть соблазны более гибельные, более растлевающие душу, чем, например, бутылка вина, и он бережется не того, что может погубить тело, а того, что погубляет душу.

Наслаждение тщеславием, джентльменством, мысленный и сердечный разврат всякого рода для него гораздо противнее и ненавистнее, чем ягоды со сливками или пулька в преферанс Вот от каких соблазнов он бережет себя; вот тот высший аскетизм, которому предан Базаров. Зато тем упорнее и суровее он отказывается от таких наслаждений, который могли бы стать выше его и завладеть его душою.

Обоих наших критиков это отрицание искусства привело в великое недоумение. Антонович, — только ваше искусство, вашу поэзию, г. С природой одною он жизнью дышал. Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье; Была ему звездная книга ясна, И с ним говорила морская волна. Что же это значит? Не можем мы также думать, чтобы молодое поколение училось наслаждению природой или чему-нибудь другому у Гете.

Дело это всем известное; если молодое поколение читает поэтов, то уж никак не Гете; вместо Гете оно много-много читает Гейне, вместо Пушкина — Некрасова.


Читайте также:

  • Под формами и мерами граждаснко правовой ответственности понимаются
  • Госпошлина при подаче заявление о взыскании алиментов
  • Таможенное оформление товар по рекламации
  • Свидетельство о праве на наследство авторское право
  • Проезд на красный свет лишение
  • Установление отцовства против воли матери
  • Право на обязательное наследство
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.