Skip to content
Главная | Наследовательное право | Процедуры банкротства в российской федерации

Какова процедура и этапы банкротства по закону РФ о банкротстве?

В римском праве невозвращение долга было опасно для жизни и здоровья должника и вело к захвату его имущества. До II века нашей эры неуплата долгов считалась незаконной без различения должников на обычных и несостоятельных. Лишь в дальнейшем стали выделять банкротство как сопутствующее явление коммерческой деятельности.

Появление законодательства о несостоятельности как таковой относят к середине XVI века. Первоначальные правовые акты содержали жёсткие нормы уголовного характера. Но даже самые суровые меры, применявшиеся к несостоятельным должникам не могли предотвратить новых банкротств. К тому же, в страхе перед наказанием, должник продолжал коммерческую деятельность, зачастую ухудшая положение своих кредиторов, занимая и перезанимая. Но уже в первой половине нашего века основной целью законодательства о несостоятельности стало справедливое распределение имущества добросовестного должника среди кредиторов, освобождение должника от долгов и предоставление ему возможности начать всё сначала.

В наше же время целью законодательства о несостоятельности стало сохранение предприятия-должника путём применения различных мер реорганизационного характера. Неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса, существование предприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно уже не имеющих ни руководства, ни работников, задолженность по зарплате, пробелы в законодательстве - породили теневое решение проблемы "освобождения от непомерных долгов" и ситуацию банкротства практически всех предприятий-производителей [27, с.

Новый закон "О несостоятельности банкротстве ", вобравший в себя лучшее из западных аналогов и подведенный к современной российской действительности, принят с расчетом на десятилетия и призван способствовать стимулированию платежеспособности и оздоровлению нашей экономики [27, с. Федеральный закон "О несостоятельности банкротстве " принят Государственной Думой 27 сентября года и одобрен Советом Федерации 16 октября года. Он значительно отличается от действовавшего ранее Закона РФ "О несостоятельности банкротстве предприятий" и включает в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства.

Понятие и признаки банкротства, содержащиеся в ранее действовавшем законе, перестали отвечать современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам. В нем под несостоятельностью банкротством понималась неспособность должника удовлетворить требования кредитора по оплате товаров работ, услуг , включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника ст.

Данная работа рассказывает об общих чертах и особенностях современного законодательства России о несостоятельности. Цель работы - исследование института банкротства кредитных организаций. Актуальность темы - кардинальное изменение подхода к определению критериев несостоятельности банкротства должников - юридических лиц. Историография вопроса - тема достаточно полно исследована в трудах таких юристов, как: Банкротство кредитных организаций Процедуры банкротства банков и иных кредитных организаций будут осуществляться в соответствии со специальным федеральным законом "О несостоятельности и банкротстве кредитных организаций".

Нормы Федерального закона "О несостоятельности банкротстве " применяются субсидиарно при отсутствии специальных правил. Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служит детонатором панических настроении среди кредиторов и провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке.

Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними теряет и свою платежеспособность. В то же время, ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников [14, с.

Один из способов решения этой проблемы - исключение из числа кредиторов, предъявляющих заявления о банкротстве банков, граждан-вкладчиков путем гарантирования либо обязательного страхования банковских вкладов. Другой путь, намеченный в проекте федерального закона "О несостоятельности банкротстве кредитных организаций", - введение специальных досудебных процедур, предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.

Речь идет о том, чтобы допустить возбуждение дела о несостоятельности банкротстве банка в арбитражном суде лишь после соблюдения кредитором обязательной детально регламентированной процедуры рассмотрения Центральным банком заявления кредитора об отзыве лицензии соответствующего коммерческого банка.

Таким образом, финансовое состояние банка-должника будет определяться Центральным банком с учетом всего комплекса показателей, характеризующих его платежеспособность. При отсутствии признаков несостоятельности Центральный банк откажет в отзыве лицензии. Тем самым исключается возможность возбуждения дела о банкротстве, а кредитор будет вынужден ограничиться обычным иском, вытекающим из гражданско-правового обязательства.

Процедура банкротства предприятия в Российской Федерации

При наличии таких признаков Центральному банку представиться возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям участникам реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте. И только после принятия таких мер должно состояться возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве неплатежеспособного банка.

Названные вопросы решены в проекте федерального закона "О несостоятельности банкротстве кредитных организаций" с учетом всех особенностей, присущих этой категории должников [14, с. Оно содержало в себе два признака несостоятельности: Судебная практика также подтверждала, что для признания должника банкротом одного только внешнего признака мало. Предприятие-должник при наличии внешнего признака банкротства может не быть признано банкротом, если проверка покажет, например, что предприятие обладает определенными финансовыми резервами, имеет значительную дебиторскую задолженность, готовую высоколиквидную продукцию.

Удивительно, но факт! Оценка возможности банкротства Частное лицо должно провести оценку возможности банкротства, основываясь на финансовом анализе деятельности.

Новый Закон в определении банкротства ст. Однако следует отметить, что в ст. В отношении юридических лиц сохраняется лишь внешний признак банкротства. В отношении граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, сохраняется все-таки второе условие банкротства - сумма обязательств гражданина должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.

Содержание

Имеется в виду, вероятно, стоимость имущества гражданина, на которое может быть обращено взыскание. В соответствии со ст. Следовательно, удовлетворение требований кредиторов не может производиться за счет всего имущества гражданина [18, с. Следует также отметить, что в ст. В любом случае - имел ли законодатель в виду стоимость всего имущества или имущество, на которое может быть обращено взыскание, - нечеткое отражение данного вопроса в законе повлечет за собой трудности при рассмотрении в судах дел о банкротстве.

В Законе г. Кроме того, Закон г. Новый Закон расширяет круг действия законодательства о банкротстве - он распространяется на физических лиц, не являющихся предпринимателями, и на все юридические лица. Что же касается сохранения в новом Законе лишь внешнего признака банкротства применительно к юридическим лицам, то неизвестно, изменится ли позиция арбитражных судов по этому вопросу.

Возможны два варианта - либо обязательность второго признака банкротства останется, что называется, "за кадром", но он будет учитываться при рассмотрении дел в судах и получит закрепление в материалах судебной практики; либо уйдет из судебной практики, что повлечет за собой увеличение дел о несостоятельности банкротстве и упрощение процедуры их рассмотрения.

Новым Законом введена статья о составе и размере денежных обязательств и обязательных платежей ст. В Законе года подобная регламентация отсутствовала. Прежде четко законодательно не определялось, входят ли в сумму задолженности штрафные санкции. Этот вопрос решался арбитражными судами отрицательно лишь на основе толкования ст.

По смыслу этой нормы, как отмечается в п.

процедуры банкротства в российской федерации Этот вопрос

Новый Закон в ч. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки штрафы, пени не учитываются при определении размера денежных обязательств. Кроме того, согласно ч 3 ст. Следует также отметить, что в соответствии с ч. Таким образом, с введением указанных норм в законодательстве о банкротстве устранен источник возникновения множества спорных вопросов при рассмотрении в судах дел данной категории.

Минимальный размер денежных обязательств должника для возбуждения дела о его несостоятельности банкротстве должен составлять по Закону г. Эта сумма была одинакова для юридических лиц и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Новый Закон оставляет прежним размер денежных обязательств и обязательных платежей для юридических лиц и уменьшает его для граждан. На возможность выступления кредиторов вместе, то есть объединения требований, в Законе г. Процедура выступления нескольких кредиторов с одним заявлением не была прописана.

В связи с недостаточно ясной формулировкой возможности объединения требований всех или нескольких кредиторов вновь потребовалось разъяснение Высшего Арбитражного Суда РФ. Арбитражный суд вправе принять к рассмотрению требования нескольких кредиторов и возбудить производство по делу о банкротстве. Все кредиторы, чьи требования вошли в общую сумму первоначально заявленного требования, имеют одинаковые процессуальные права, которые закон предоставляет кредитору-заявителю. Новый Закон исправляет указанный недостаток Закона года и в ст. Подобное заявление подписывается кредиторами, объединившими свои требования.

В связи с более четким определением возможности объединения требований кредиторов следует ожидать, что в судебной практике не придется больше уделять этому вопросу особое внимание [18, с. Сумма кредиторской задолженности, при наличии которой может быть возбуждено дело о банкротстве, осталась прежней.

Необходимо отметить, что установленная сумма, составляющая на сегодня около 42 тыс. На наш взгляд, указанная сумма должна быть установлена в зависимости от масштаба предприятий должников в пределах минимальных размеров оплаты труда. Также важно отметить, что по смыслу ст.

В российских условиях нередки случаи, когда предприятие не может расплатиться с кредиторами потому, что ему не отдали долги дебиторы. В Законе при определении признаков банкротства не предусмотрено наличие у предприятия дебиторской задолженности. А в плане внешнего управления, называемом внешним управляющим, в качестве мер по восстановлению платежеспособности рекомендованы ликвидация дебиторской задолженности и уступка прав требований должника ст. Это также предусмотрено при проведении конкурсного производства.

Например, конкурсный управляющий вправе выставить на торги права требования должника п. Основания для признания кредитной организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности банкротстве кредитных организаций. Заявление о признании кредитной организацией банкротом принимается к рассмотрению арбитражным судом после отзыва Банком России имеющейся у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если иное не предусмотрено федеральным законом о несостоятельности банкротстве кредитных организаций.

Процедуры банкротства банков и иных кредитных организаций будут осуществляться в соответствии со специальным федеральным законом "О несостоятельности и банкротстве кредитных организаций". В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве банков, либо затрудняющих предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников [14, с.

При наличии таких признаков Центральному банку предоставиться возможность принять меры к оздоровлению неплатежеспособного банка путем введения временной администрации либо предложить его учредителям участникам реорганизовать этот банк путем его присоединения к другому банку, устойчивому и стабильному в имущественном обороте. Государственная налоговая инспекция по Свердловскому административному округу г. Иркутска обратилась в Иркутский областной арбитражный суд с заявлением о признании малого предприятия "Аверс" несостоятельным банкротом.

Определением суда производство по делу было прекращено. Постановлением кассационной коллегии определение оставлено без изменения. В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается состоявшиеся решения отменить и передать дело на новое рассмотрение.

В результате образовалась задолженность в сумме рубля. Она складывается из налогов и платежей, не внесенных как в федеральный, так и в местный бюджет. Сумма недоимки по налогам в местный бюджет была менее минимальных размеров заработной платы, установленных законодательством на день обращения в суд. Согласно пункту 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О несостоятельности банкротстве предприятий", дела о несостоятельности банкротстве предприятий рассматриваются арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют сумму не менее минимальных размеров оплаты труда, установленных законом.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от Ссыпаясь на указанные выше нормы, арбитражный суд пришел к выводу о том, что госналогинспекция вправе выступать от имени государства как кредитора только в отношении средств, не поступивших в доход местного бюджета. Поскольку размер этой суммы менее установленной Законом о банкротстве, в принятии заявления инспекции следовало отказать. На основании вышеизложенного производство по делу арбитражным судом прекращено.


Читайте также:

  • Постановление о возбуждении уголовного дела хищение
  • Заявления о лишении родительских прав отца
  • Купить квартиру в праге для сдачи ее в аренду
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.