Skip to content
Главная | Автоюрист | Обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела

Роль прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Феоктистов Общая характеристика работы Актуальность темы диссертации. В соответствии со ст. Его основная задача - обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их защита и охрана, что является, в свою очередь, и основной задачей правоохранительных органов. В правоприменительной деятельности прокуратуры имеется много направлений, однако наиболее важным является обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина, осуществляемое на всех направлениях многогранной деятельности прокуратуры.

Основные усилия прокуратуры всегда сводятся к установлению правового порядка во всех сферах жизни, особенно в сфере уголовного судопроизводства. Возбуждение уголовного дела - первоначальная стадия уголовного судопроизводства, хотя и кратковременный, однако, важный этап уголовного процесса.

От эффективности осуществления деятельности в первоначальной стадии уголовного процесса во многом зависит реализация назначения уголовного судопроизводства в целом. Стадию возбуждения уголовного дела некоторые ученые предлагают упразднить Вицин С.

Удивительно, но факт! В дальнейшем, в период реформы г.

Обоснованное возбуждение уголовных дел - одна из важных гарантий успешной борьбы с преступлениями, защиты личности, ее прав и законных интересов. Последние изменения, произошедшие в УПК РФ, привели к корректировке процессуального статуса прокурора в досудебном производстве. Существенно изменен процессуальный порядок возбуждения уголовного дела, которое теперь возбуждается без согласия прокурора. Можно констатировать, что новелла о возбуждении уголовного дела с получением согласия прокурора, введенная в УПК РФ года, не прошла проверку временем и потребовала внесения изменений в УПК.

Как свидетельствует практика, распространенность нарушений закона при возбуждении уголовных дел нередко связана с неэффективностью осуществления прокурором на данной стадии своих процессуальных полномочий. Исследование деятельности прокурора в первоначальной стадии уголовного судопроизводства, особо актуально в связи с тем, что прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов расследования является средством, обеспечивающим законность на стадии возбуждения уголовного дела, а также средством, реализации гражданами гарантированного Конституцией РФ права на доступ к правосудию.

О высокой актуальности проведенного исследования, учитывающего последние изменения уголовно-процессуального законодательства, свидетельствуют многочисленные трудности, с которыми сталкиваются прокуроры в последние годы на рассматриваемом участке надзора в связи с меняющимся законодательством и практикой его применения, а также многочисленные нарушения законодательства, выявляемые органами прокуратуры в стадии возбуждения уголовного дела.

Данные обстоятельства определили выбор темы диссертационного исследования и свидетельствуют о ее актуальности и практической значимости. Вопросы законодательной регламентации и практики правоприменения в стадии возбуждения уголовного дела были предметом исследования многих ученых-процессуалистов: В последние годы интерес к прокурорскому надзору в стадии возбуждения уголовного дела заметно возрос, что отразилось в уголовно-процессуальной литературе. В период действия УПК России были защищены диссертации, в которых рассматривались, в том числе и вопросы прокурорского надзора на первоначальной стадии уголовного судопроизводства: Вместе с тем до настоящего времени остаются неисследованными многие аспекты, связанные с определением содержания полномочий прокурора, соотношения статуса прокурора со статусом иных участников уголовного судопроизводства на стадии возбуждения уголовного дела, с разрешением проблем, возникающих при реализации полномочий прокурора на первоначальной стадии уголовного судопроизводства.

Также до настоящего времени остаются недостаточно разрешенными вопросы, связанные с обеспечением прав и законных интересов личности в стадии возбуждения уголовного дела. Объектом диссертационного исследования являются правоотношения, складывающиеся между прокурором и иными участниками уголовного судопроизводства при осуществлении прокурором надзора на первоначальной стадии уголовного судопроизводства.

Предмет диссертационного исследования составляют теоретические и практические положения, касающиеся определения полномочий прокурора в первоначальной стадии уголовного судопроизводства, а также уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие реализацию прокурором своих полномочий. Цель исследования состоит в разработке и обосновании теоретических положений, определяющих наиболее эффективную реализацию полномочий прокурора, обеспечивающих законность и обоснованность возбуждения уголовного дела, а также выработке на этой основе предложений по совершенствованию действующего законодательства.

В соответствии с указанной целью были определены задачи исследования, ограниченные рамками избранного плана диссертации. Они сводятся к тому, чтобы: Методологическую основу исследования составляют диалектический метод научного познания, общенаучные и частно-научные методы, такие как исторический, логический, сравнительно-правовой, статистический, социологический и иные. Выводы и предложения базируются на нормах: Диссертантом изучено уголовных дел, находившихся в производстве прокуратуры и ГУВД и материалов проверки сообщений о преступлениях органами предварительного расследования с по гг.

Изучение уголовных дел и опрос практических работников проводился в разных регионах России в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях. При написании дис- сертационного исследования использован и личный опыт работы диссертанта в качестве прокурора района. Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней обоснована концепция, согласно которой недооценка в теории и законодательстве значения стадии возбуждения уголовного дела, недостаточное внимание к ней привели к неудовлетворительному урегулированию этой стадии в уголовно-процессуальном законодательстве.

Все это порождает многочисленные нарушения прав и законных интересов участников этой стадии, принятие значительного количества незаконных решений по вопросам возбуждения уголовных дел, приводит к недостаточно эффективному прокурорскому надзору на этом этапе уголовного судопроизводства. Для разрешения сложившейся проблемы диссертантом предложен целый ряд изменений и дополнений в УПК РФ.

Выводы исследования позволяют более гармонично решать две взаимосвязанные проблемы, стоящие перед наукой и правоприменительной практикой: Основные положения и выводы, выносимые на защиту: Изменения в правовой регламентации института прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела зависят, прежде всего, от места и роли прокуратуры в общей системе органов государственной власти и в уголовном судопроизводстве, и отражают именно эти концептуальные положения, о чем свидетельствует, предложенная в диссертации периодизация истории развития института прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела.

Не менее значительную роль при этом сыграла и недооценка самостоятельного значения стадии возбуждения уголовного дела, как в теории уголовного процесса, так и на практике.

слова обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела появилась

В настоящее время произошла оправданная и закономерная смена приоритетов прокурорского надзора: Основным видом процессуальной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве на досудебных стадиях выступает надзор за процессуальными действиями и решениями органов дознания и предварительного следствия. Правовые основы осуществления прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела состоят из: Представляется неоправданным чрезмерная роль подзаконных нормативных актов в регулировании стадии возбуждения уголовного дела и надзора прокурора за законностью этой стадии.

Сложившийся порядок получения объяснений и истребования необходимых материалов при проверке заявлений и сообщений о преступлениях недопустим, и не соответствует закону, так как деятельность по поводу установления оснований к возбуждению уголовного дела регламентируется в основном подзаконными нормативными актами.

По нашему мнению, с целью укрепления законности в этой части уголовного судопроизводства необходимо законодательно закрепить способы проверки сообщений о преступлении. Предлагаем в этой связи следующую редакцию ч. Необходимо предоставить участникам стадии возбуждения уголовного дела право обжаловать действия и решения должностных лиц, право знать о решениях, принятых в данной стадии, знакомиться с материалами проверки, заявлять отводы, представлять дополнительные данные, требовать возмещения понесенных ими расходов и заявлять ходатайства, иметь представителя и др.

Для этого необходимо внести изменения в ч. В связи с тем, что в законодательстве не нашёл разрешения вопрос о сроках проверки прокурором материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, а также вопрос о том, каким образом прокурор должен поступать в случае признания постановления об отказе в возбуждении уголовного дела законным, представляется необходимым ввести процедуру дачи заключения о законности постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. В связи с этим предлагаем ч.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела законным прокурор делает соответствующую запись в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела. В УПК России не урегулирован вопрос о том, каким образом прокурор должен реагировать на нарушения федерального законодательства в стадии возбуждения уголовного дела, а также процедура обжалования мер прокурорского реагирования на указанные нарушения.

Для разрешения сложившейся ситуации предлагаем в этой связи дополнить п. В действующей редакции УПК РФ не указывается на необходимость дачи прокурором органу дознания, дознавателю, в случае отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, указаний о проведении дополнительной проверки, в целях принятия законного и обоснованного решения и ее сроках, что, однако осуществляется прокурорами на практике и требует своего закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве.

Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его, и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями о проведении дополнительной проверки, устранении недостатков и принятии решения в соответствии со ст. В целях конкретизации положений п. В связи с этим предлагается дополнить п. Несмотря на то, что у прокурора имеются полномочия по направлению материалов в следственный орган для осуществления уголовного преследования, этого недостаточно.

Такое положение затягивает рассмотрение сообщений о преступлениях, не обеспечивает в необходимой мере прав и законных интересов граждан, поэтому представляется целесообразным предоставить прокурору полномочия по возбуждению уголовного дела. В связи с этим предлагается внести изменения в п. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что проведенные исследования, сделанные выводы и сформулированные рекомендации могут быть использованы для дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального законодательства, при подготовке учебных, методических и учебно-методических пособий, монографий, а также в повышении качества работы правоохранительных органов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты проведенного исследования, основанные на них выводы, предложения и рекомендации прошли обсуждение на кафедре уголовного процесса и криминалистики юридического факультета ГОУ ВПО Южный федеральный университет, на кафедре уголовного процесса юридического факультета ГОУ ВПО Кубанский государственный университет, использовались для подготовки научных публикаций и сообщений.

Основные положения диссертации нашли свое отражение в опубликованных восьми статьях, в том числе две - в изданиях, рекомендованных ВАК России. Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность прокуратуры Ростовской области и в учебный процесс ЮФУ. Работа выполнена в объеме, соответствующим требованиям ВАК России. Она состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Содержание работы Во введении обосновывается актуальность, степень разработанности проблемы, определяются цель и задачи, методологическая основа, научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводятся сведения о результатах апробации.

Первый этап берет начало с года, то есть с момента основания прокуратуры до судебных реформ годов, когда прокуратура осуществляла только надзор за деятельностью государственных органов без выделения специфического вида надзора за расследованием и проводила расследования лишь в исключительных случаях. Российская прокуратура создавалась в г. Прокуратура выступала неза- висимым органом в структуре государственного управления.

Содержание

В дальнейшем, в период реформы г. Второй этап начинается с года, когда Государственный Совет, определил концепцию реорганизации прокуратуры и подчинил все полицейские органы при осуществлении расследования по преступлениям и проступкам прокурорскому надзору. По нашему мнению, фактически с этого момента начинается история развития института прокурорского надзора на первоначальной стадии уголовного судопроизводства в виде, близком к современному.

В российском уголовном процессе в первоначальной стадии уголовного судопроизводства, именуемой стадией дознания, прокурор выполнял функцию возбуждения уголовного преследования и надзора за законностью процесса дознания как первоначальной стадии процесса. Третий этап начинается с г.

вечность обеспечение прокурором законности в стадии возбуждения уголовного дела радиусе сотни

Четвертый этап, полагаем, начинается с года, с момента восстановления прокуратуры как государственного органа, на нее возлагалось осуществление надзора за законностью действий всех органов власти, в том числе путем возбуждения уголовного преследования в отношении виновных и опротестования нарушающих закон постановлений Положения о прокурорском надзоре г, УПК РСФСР г.

В диссертации делается вывод, что прокурор всегда осуществлял надзор за законностью соблюдения прав и свобод лиц в начальной стадии уголовного судопроизводства. Все это было связано с недооценкой стадии возбуждения уголовного дела, как в теории уголовного процесса, так и на практи- ке. Проверочная деятельность уполномоченными на то органами предварительного расследования на стадии проводилась на непроцессуальной основе, на так называемой доследственной проверке, что отрицательно сказывалось на соблюдении законности в стадии, усложняло и ставило под вопрос деятельность прокуратуры при производстве прокурорской надзорной деятельности.

Начало 5 этапа следует считать с года, с момента принятия Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и УПК РСФСР года, когда была окончательно выделена стадия возбуждения уголовного дела как самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, в которой правом возбуждения уголовного дела обладали кроме органов предварительного расследования суд и прокурор, а в ст. Следующий, 6 этап, предлагается считать с г. С этого момента прокуратура приобрела независимость в системе государственной власти, важнейшей функцией прокурора было провозглашено осуществление уголовного преследования.

Надзорные полномочия прокуратуры перераспределялись частично в пользу ведомственного и судебного контроля, а также судебного порядка обжалования законности и обоснованности действий и решений органов предварительного расследования. Последний, седьмой этап начинается с года по настоящее время, то есть с момента принятия УПК РФ. Он характеризуется продолжением реформирования системы органов уголовной юстиции, в частности прокуратуры и изменением полномочий прокурора и руководителя следственного органа, в том числе на первоначальной стадии уголовного процесса.

Вход в аккаунт

Изменения в правовом регулировании прокурорского надзора на стадии возбуждении уголовного дела в целом свидетельствуют о возрастающем значении органов прокуратуры в механизме разделения властей, и в частности, о значимости прокурорского надзора в области повышения эффективности дея- тельности органов осуществляющих расследование и в обеспечении прав человека и гражданина на первоначальной стадии уголовного судопроизводства. Представляется, что произошла оправданная и закономерная смена приоритетов прокурорского надзора: Основным видом процессуальной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве в настоящее время на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, в том числе и на стадии возбуждения уголовного дела, выступает надзор за процессуальными действиями и решениями органов дознания и предварительного следствия, который обеспечивает принятие законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела.

Делается вывод, что надзор за своевременностью, законностью и обоснованностью принятия и разрешения сообщений о совершённых или готовящихся преступлениях занимает важное место в общей системе прокурорского надзора в России. От качества, оперативности и законности разрешения сообщений о преступлениях, в значительной степени зависит достижение назначения уголовного судопроизводства в целом. Предметом прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела является законность деятельности дознавателей, органов дознания, следователей и руководителей следственных органов по приему и разрешению сообщений о преступлениях, а также обеспечение прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в этой стадии.

Особенность прокурорского надзора за обеспечением соблюдения уголовно-процессуальных норм, регламентирующих принимаемые решения в стадии возбуждения уголовного дела, заключается в том, что прокурор осуществляет надзор за законностью не только самого решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, но и всех процессуальных действий в ходе деятельности по приему, регистрации, учету и проверке заявлений и сообщений о преступлениях; прокурор оперативнее реагирует на необоснованные решения, чем суд, является действенным инструментом обеспечения интересов прав граждан при приеме, регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.

Похожие статьи

Задачи прокурора в стадии возбуждения уголовного дела заключаются в том, чтобы предупредить, выявить и устранить нарушения установленного законом порядка приема, регистрации, учета, проверки и разрешения сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, а также принять меры по восстановлению нарушенных прав граждан, участвующих в первоначальной стадии уголовного судопроизводства.

Таким образом, как представляется, эффективность осуществления надзора за законностью в уголовном судопроизводстве в целом в значительной степени зависит от результативности осуществления прокурором полномочий по обеспечению законности на первоначальной стадии уголовного судопроизводства. Правовые основы осуществления прокурором процессуальных полномочий на стадии возбуждения уголовного дела состоят из: Конституция Российской Федерации является важнейшей базой прокурорского надзора.

Дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор, суд, а также иные органы и лица, вовлекаемые в уголовное судопроизводство, обязаны строго соблюдать положения Конституции, уголовно-процессуального кодекса, общепризнанные принципы и нормы международного права и федеральное законодательство.

Уголовно-процессуальный кодекс содержит в себе наиболее систематизированную и конкретизированную совокупность правовых норм, регламентирующих организацию, порядок деятельности и надзорные полномочия прокуратуры, применительно к деятельности по разрешению заявлений, сообщений о преступлениях. В системе нормативных правовых актов, составляющих правовую основу деятельности прокурора особое место занимают приказы, указания, распоряжения Генерального прокурора РФ, изданные во исполнение закона.


Читайте также:

  • Переустройство переоборудование недвижимого имущества
  • 2 ндфл код дохода аренда земли
  • Куда необходтмо обратиться чтобы снять часть средств с материнского капитала
  • Наследование по закону основы
  • Можно ли вернуть бывшую жену после развода которая разлюбила
  • Газпромбанк в тамбове ипотека
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.