Skip to content
Главная | Автоюрист | Процессуальные сроки для принятия решения о возбуждении уголовного дела

Курс уголовного процесса

Некоторые авторы выделяют дополнительный признак подследственности - исключительный, т. Так например, уголовные дела, возбужденные по фактам умышленных убийств политических и общественных деятелей, генеральных директоров крупных банков и заводов и т. Предметный родовой признак определяется видом совершенного преступления, что находит отражение в его квалификации. Род и вид преступления определяется материальным уголовным правом.

Из-за чего возбуждают уголовное дело? Какие основания необходимы?

Именно данный признак подследственности разграничивает полномочия по расследованию конкретных преступлений как между органами дознания и досудебного следствия, так и между следователями разных ведомств - органов внутренних дел, службы безопасности и органов прокуратуры. Уголовно-процессуальный закон устанавливает, что по большинству видов преступлений проводится досудебное следствие следователями органов внутренних дел.

Территориальный признак подследственности определяет пространственные пределы осуществления полномочий органами следствия и дознания. Так, статья УПК указывает, что досудебное следствие производится в том районе, где совершено преступление. В случае неизвестности или неустановления места совершения преступления, а также в целях быстрого и полного расследования преступления, следствие может производиться по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей.

При совершении преступления несовершеннолетним, военнослужащим или должностным лицом применяется персональный признак подследственности или, как его иначе могут называть, по субъекту преступления. Альтернативный признак подследственности определяется обязанностью производства по уголовному делу одним из органов, которая может быть возложена на него в зависимости от определенных обстоятельств.

Так например, согласно части 3 статьи УПК, досудебное следствие по делам о хищении государственного или коллективного имущества путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением статья 84 УК Украины , о хищении в особо крупных размерах статья УК Украины осуществляет тот орган следствия, который возбудил уголовное дело.

Удивительно, но факт! Может продлеваться до 3-х месяцев при наличии принятого руководителем соответствующего следственного органа решения.

Если во время расследования этих уголовных дел будут выявлены подготавливаемые или совершенные должностные преступления, предусмотренные статьями УК Украины, - взяточничество, злоупотребление властью, превышение власти паи служебного положения, преступная халатность, служебный подлог, то эти преступления будет расследовать тот орган, который возбудил основное уголовное дело и производит его расследование. Признак по связи дел регламентируется ст. Подследственность в этих случаях определяется при объединении уголовных дел по предусмотренным законом основаниям: В соответствии с законом, преступления, совершенные несовершеннолетними или с их участием, подследственны следователям органон внутренних дел.

Если же несовершеннолетний либо преступное сообщество с его участием совершит преступление, подследственное органам прокуратуры, то вопрос о том, кому - следователю ОВД или прокуратуры - производить расследование, будет разрешать прокурор, на чьей территории совершено общественно опасное деяние.

Принятие решения о возбуждении уголовного дела при наличии достаточных оснований

Преступлении, совершенные военнослужащими срочной службы, военнообязанными, находящимися на военных сборах, офицерами и прапорщиками Вооруженных Сил Украины, а также рабочими и служащими Вооруженных Сил Украины в расположении части, гарнизона, соединения, флотилии и т. В практике органов досудебного расследования иногда возникают споры о подследственности. Если споры о подсудности статья 42 УПК запрещает, указывая, что эти споры между судами не допускаются, то отношении подследственности такого указания закон не содержит.

И все же, если споры о подследственности возникают, то необходимо, по нашему мнению, направлять дело следователю в то ведомство, которое по закону обязано расследовать данную категорию дел. Споры о подследственности необходимо отличать от конкуренции подследственности, возникающей в тех случаях, когда имеющиеся сведения дают основания для вывода о том, что в случае возбуждения уголовного дела оно будет обладать такими признаками, которые позволяют направить его различным ведомственным следователям.

Это может иметь место в тех случаях, когда одновременно усматриваются признаки предметной, альтернативной или персональной подследственности, а также когда по предметному признаку подследственности дело может быть отнесено к ведению, например, следователя органов внутренних дел и следователя органов прокуратуры. В первом случае, по нашему мнению, приоритет должен отдаваться персональному признаку подследственности.

Если, например, преступление, подследственное следователю органов внутренних дел, совершит военнослужащий, то материалы о преступлении подлежат передаче следователю военной прокуратуры. Равным образом заявление или сообщение о преступлении, подследственном по предметному признаку следователю органов прокуратуры, совершенном несовершеннолетним, подлежит передаче следователю органов внутренних дел для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела. Однако это уголовное дело вправе принять к своему производству следователь прокуратуры.

В данном случае подследственность определяет надзирающий или вышестоящий прокурор. Вместе с тем, при конкуренции подследственности между следователями различных ведомств материалы подлежат направлению тому следственному органу, в подследственность которого входит наиболее тяжкое преступление. Критерий тяжести преступления при решении вопроса о конкуренции подследственности вполне оправдан. Ведь при определении подсудности по предметному признаку при наличии нескольких преступлений, дела, которые подсудны различным судам, направляются для рассмотрения в тот суд, которому подсудно дело о наиболее тяжком преступлении, входящем в совокупность других преступлений.

Уголовно-процессуальный закон обязывает орган дознания, следователя, прокурора, судью и суд в каждом случае обнаружения признаков преступления в пределах своей компетенции возбуждать уголовное дело и принимать все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в его совершении, и к их наказанию статья 4 УПК. Этими требованиями закон провозглашает государственное начало в борьбе с преступностью, которая ведется в интересах всего общества.

В этом находит свое выражение уголовно-процессуальный принцип публичности уголовного процесса, реализуемый, в частности и при возбуждении уголовного дела. Учитывая, что процент раскрываемости преступлений -важный показатель работы оперативных аппаратов и "благополучности" состояния оперативной работы, их сотрудники не всегда регистрируют преступления, по которым лица, их совершившие, неизвестны, и не принимают необходимых мер к раскрытию.

Обязанность возбуждения уголовного дела возлагается лишь на такие государственные органы и должностные лица этих органов, как орган дознания, лицо, производящее дознание, следователя, прокурора, судью и суд, причем перечень этих органов и должностных лиц является исчерпывающим. В законе закреплено также положение, что каждый государственный орган и его должностное лицо при возбуждении уголовного дела действует в пределах своей компетенции.

Под компетенцией понимается совокупность закрепленных законом полномочий, прав и обязанностей органа дознания, следователя, прокурора, судьи и суда, направленных на выполнение задач уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальный закон наделяет правом возбуждения уголовного дела органы дознания.

В соответствии со статьей УПК, органами дознания являются: Перечень органов дознания, закрепленный в указанной правовой норме УПК, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Среди перечисленных органов дознания наибольший объем работы выполняет милиция, которая, согласно статье 1 Закона Украины "О милиции", является государственным вооруженным органом исполнительной власти, который защищает жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, окружающую среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств.

Милиция, как часть единой системы органов, которые входят в структуру Министерства внутренних дел Украины, состоит из подразделений: В соответствии с направлениями деятельности, на милицию возложены и выполнение следующих функций: При реализации последней функции милиция разрешает заявления и сообщения о преступлениях, проводит дознание и досудебное следствие по уголовным делам о преступлениях, расходование которых возложено по признакам подследственности на органы внутренних дел.

Полномочия этих подразделений дознания регламентируются строго по уголовно-процессуальному законодательству. Государственной налоговой администрации Украины, государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киева и Севастополя, государственных налоговых инспекций в районах, городах кроме городов Киева и Севастополя , районах в городах.

На нее возложена функциональная обязанность осуществлять контроль за выполнением налогового законодательства, а также выполнение оперативно-розыскной, уголовно- процессуальной и охранной функций. В структуру налоговой милиции входят следующие подразделения: Главное управление налоговой милиции, Следственное управление налоговой милиции, Управление по борьбе с коррупцией в органах налоговой службы Государственной налоговой администрации Украины; Управление налоговой милиции, следственные отделы налоговой милиции, отделы по борьбе в коррупцией в органах государственной налоговой службы соответствующих государственных налоговых администраций Автономной Республики Крым, областях, городах Киева и Севастополя; отделы налоговой милиции, следственные отделения группы налоговой милиции соответствующих государственных налоговых инспекций и районах, городах, районах в городах, межрайонных и объединенных государственных налоговых инспекций.

Органы государственной налоговой службы в Украине, в частности подразделения налоговой милиции, в своей деятельности руководствуются положениями Конституции Украины, Законами Украины, другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти, а также решениями Верховной Рады Автономной Республики Крым и Кабинета Министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам налогообложения, касающихся в пределах их полномочий.

Органы государственной налоговой службы в Украине и налоговая милиция координируют свою деятельность и взаимодействуют с финансовыми органами, органами Государственного казначейства Украины, органами службы безопасности, внутренних дел, прокуратуры, статистики, государственной таможней и контрольно-ревизионной службой, другими контролирующими органами, учреждениями банков, а также с налоговыми службами других государств. Органы и подразделения налоговой службы Украины являются юридическими лицами.

Налоговая милиция, в соответствии с возложенными на нее обязанностями, обязана: Кроме того, на лиц начальствующего состава налоговой милиции, независимо от занимаемой ими должности, местонахождения и времени, возлагается обязанность в случае обращения к ним Ераждан или должностных лиц с заявлением или сообщением об угрозе кому-либо или общественной безопасности, либо при выявлении такой угрозы, принимать должные меры к предупреждению правонарушения и его прекращению, спасению людей или оказанию помощи лицам, которым она необходима, к установлению и задержанию лиц, совершивших правонарушения, к охране места происшествия и уведомлению о происшедшем ближайшего органа внутренних дел.

В частности, они вправе: К числу должностных лиц, полномочных возбуждать уголовные дела, закон также относит следователя. Конституция Украины г. Все следователи, независимо от ведомственной принадлежности, пользуются в равной степени процессуальной самостоятельностью, в том числе и при возбуждении уголовного дела. Следователи, в соответствии со статьей УПК, в случаях, не терпящих отлагательства, для закрепления следов преступления, пресечения преступной деятельности и задержания лиц, его совершивших, вправе возбуждать уголовные дела о преступлениях, не отнесенных к их подследственности.

После проведения неотложных следственных действий следователь передает дело в порядке статьи УПК надзирающему прокурору для направления его по подследственности. Полномочия следователя, закрепленные в статье УПК, предоставляют ему право на возбуждение уголовного дела в любой момент при обнаружении явных признаков преступления, а также самостоятельно принимать решения о направлении следствия и производстве следственных действий за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Правом возбуждения уголовного дела наделен прокурор. Прокурор как должностное лицо, осуществляющее надзор за соблюдением законов органами дознания и досудебного следствия, вправе возбудить уголовное дело о любом подготавливаемом и совершенном преступлении. Это правило ограничено лишь по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобе потерпевшего. Вместе с тем, прокурор вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии жалобы потерпевшего в случаях совершения преступлений, предусмотренных статьей , частью 1 статьи , частью 1 статьи , статьями и Уголовного кодекса Украины, имеющих особое общественное значение, а также по делу о преступлении, предусмотренном частью I статьи УК Украины, когда потерпевший в силу беспомощного состояния, зависимости материальной, по службе и т.

В следственной практике наблюдаются случаи, когда прокурор направляет в органы дознания или досудебного следствия материалы о происшествии с указанием о возбуждении уголовного дела. Анализируя действующее уголовно-процессуальное законодательство, в частности статьи 94, , УПК, приходим к выводу, что такого повода к возбуждению уголовного дела не имеется.

Следовательно, резолюцию прокурора необходимо расценивать лишь как указание о проверке наличия в материалах о происшествии повода и оснований к возбуждению уголовного дела, и в зависимости от результатов доследственной проверки следует принять обоснованное и мотивированное процессуальное решение. Кроме того, как показала практика органов досудебного следствия и изучение уголовных дел, прокуроры иногда направляют в следственные подразделения другого ведомства например следователям органов внутренних дел возбужденные ими уголовные дела не в соответствии с законом о подследственности, тем самым они допускают факты расследования следователями других ведомств уголовных дел не своей подследственности.

Из содержания уголовно-процессуального закона видно, что прокурору разрешается передавать возбужденные уголовные дела в целях наиболее полного и объективного их расследования пункт 9 статьи УПК от одного следователя другому.

процессуальные сроки для принятия решения о возбуждении уголовного дела Джизирак, мой

Здесь имеется в виду передача дела другому следователю в пределах компетенции, установленной законом о подследственности. Таким образом, прокурор вправе передавать дела от одного следователя другому только в пределах одного следственного ведомства либо поручить расследование дела следователю вышестоящего подразделения. Уголовно-процессуальный закон предоставляет прокурору другое право: Право возбуждения уголовного дела предоставлено законом суду и судье. По данным выборочного обследования, а также согласно статистическим сведениям, судом и судьей возбуждается примерно 2 процента от общего числа возбужденных дел.

Суд возбуждает уголовное дело при проведении судебного разбирательства. Как в стадии предания суду обвиняемого, так и в последующих судебных стадиях суд, а также судья, вправе возбудить уголовное дело, если имеющиеся доказательства указывают, что подсудимый совершил еще иное преступление, по которому обвинение ему не было ранее предъявлено.

Как в теории, так и в практике разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, иногда возникает вопрос: Анализ современного законодательства, в частности статьи УПК, показывает, что указанный субъект уголовно-процессуальной деятельности имеет право осуществлять ведомственный контроль за законностью производства по уголовным делам и давать по ним указания подчиненным следователям. Кроме того, он имеет право принимать участие в производстве следственных действий, а также лично производить досудебное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя, т.

Таким образом, уголовно-процессуальный закон не предоставляет ему права на возбуждение уголовного дела. Однако, находясь на месте происшествия, либо в связи со сложившимися обстоятельствами срочность возбуждения уголовного дела и производства неотложных следственных действий и т. Вместе с тем, прокурор обязан проверять не реже одного раза в месяц исполнение органами дознания и досудебного следствия закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, отменять незаконные и необоснованные постановления о возбуждении уголовного дела, а также давать указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших.

При всем различии компетенции органов, которые вправе разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела, уголовно-процессуальный закон статья 97 УПК определил, что по поступившему заявлению или сообщению о преступлении должно быть принято одно из следующих решений: Одновременно при проверке информации о преступлении и принятии процессуального решения компетентное должностное лицо обязано выполнить все возможные меры для предотвращения, пресечения и закрепления следов преступления, установления и задержания лица, его совершившего.

Уголовно-процессуальный закон установил строго определенные сроки дня разрешения заявлений и сообщений о преступлениях и принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. Решение должно быть принято в срок не позднее трех суток с момента регистрации заявления или сообщения об общественно опасном деянии в Книге учета информации о преступлениях и происшествиях КУЗПП. Важно обратить внимание, что этот срок не подлежит продлению.

В практике органов досудебного расследования наблюдаются случаи, когда начальники органов внутренних дел своей резолюцией на заявлении или сообщении о происшествии либо на рапорте сотрудника органа дознания продлевают этот срок до 15 и более суток, что свидетельствует о нарушении законности. Лицо, регистрирующее заявление или сообщение о преступлении или происшествии, обязано в КУЗПП отметить время поступления этой информации - дату и точный час.

Еще по теме Сроки стадии возбуждения уголовного дела:

Именно с этого времени начинают исчисляться сроки рассмотрения и разрешения зарегистрированного материала. Кроме этого, в деятельности этих же органов встречаются факты несвоевременного возбуждении уголовного дела, когда должностные лица необоснованно затягивают момент принятия процессуального решения с целью якобы "накапливания" материалов доследствеиной проверки.

Уголовное дело должно быть возбуждено, как того требует закон, немедленно после получения достаточных сведений о признаках подготавливаемого или совершенного преступления. Принятие процессуального решения о возбуждении уголовного дела имеет большое значение, и потому этот правовой институт получил закрепление в источниках уголовно-процессуального права. Кроме того, с принятием этого решения реализуется один из принципов уголовного процесса - принцип публичности статья 4 УПК. В статье 98 УПК "Порядок возбуждения дела" указывается, что при наличии поводов и оснований, предусмотренных законом, орган дознания, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и судья обязаны вынести постановление, а суд - определение о возбуждении уголовного дела.

Постановление - это процессуальный документ, в котором орган дознания, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор или судья излагает, обосновывает и формулирует свое решении или распоряжение по уголовному делу. Определение - это процессуальный документ, в котором суд первой инстанции, суд кассационной или апелляционной инстанции или Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Украины в судебных или распорядительных заседаниях, в совещательной комнате излагает, обосновывает и формулирует решение по уголовному делу.


Читайте также:

  • Образец иска долг по расписке с наследника
  • Как производится купля продажи недвижимости
  • Квартира в раменском по ипотеке
  • Консультации юриста бесплатно почтой
  • Хочу купить квартиру в ипотеку и сдавать
  • Какая бывает ипотека в силу закона
  • Абакан ипотека молодому специалисту
  • 2016-2018 | Юридическая помощь онлайн.